Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
13:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя начальных классов
Кочкиной Любови Александровны

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]
Работа с родителями [1]
Методическое объединение [3]
Районное МО [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Методическая работа 
Главная » Статьи » Мои статьи

Лексико-фразеологические возможности патриотического воспитания на уроках русского языка в начальной школе

Т.В.Гриднева, доцент кафедры ТиМНО

 факультета ДНО ВГСПУ,

Л.А. Кочкина, учитель МКОУ «Новоникольская СОШ»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Патриотическое воспитание – одно из стратегических направлений воспитательной работы в школе. В процессе патриотического воспитания происходит постепенное и неуклонное формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину, уважение к великим свершениям народа и достойным страницам прошлого родной страны. В ходе патриотического воспитания с самых ранних лет жизни у человека формируется одна из важных духовных ценностей – патриотизм. Младший школьный возраст характеризуется верой в безусловность преподносимых нравственных норм и оценивается как благотворный период для успешного патриотического воспитания.

Опорой для работы в названном направлении должны стать исследования Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского. Важны также современные рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания [Агапова 2002; Быков 2006; Мазыкина, Монахов 2003 и другие].

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от  5 октября 2010 г. № 795 стали основанием для разработки соответствующей  воспитательной программы «Хочу быть настоящим гражданином», целью которой является повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В разработке сформулированы задачи сформировать у учащихся систему знаний о своей «малой» и «большой» Родине, воспитать у младших школьников интерес к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на события общественной жизни, любовь к родным и близким, родному городу, природе, воспитать уважение к истории народа, восхищение работами народного творчества, отечественными классическими произведениями.

В рамках программы предлагаются направления: «Человек – продолжатель рода и достойный член семьи», «Моя семья и малая Родина», «Я живу на земле волгоградской», «Россия – Родина моя», «Все мы дети Земли». Для решения поставленных задач в рамках обозначенных направлений в распоряжении учителя есть различные формы обучения и воспитания учащихся, среди которых главной считается урок. А.А. Леонтьев справедливо пишет о том, что есть учебные предметы, ориентированные на решение задач воспитания, и называет литературу и историю [Леонтьев 2002, 4]. Уроки русского языка также играют важную роль для осуществления воспитательной работы, а для реализации задач патриотического воспитания благодатным лингвистическим материалом в начальной школе является лексика и фразеология. Методика работы с лексико-фразеологическим фондом современного русского языка прежде всего предполагает семантизацию, которая заключается во всестороннем исследовании лексического и фразеологического значений. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы (образовательные системы «Перспектива», «Перспективная начальная школа») позволил сделать выводы о том, что для работы по патриотическому воспитанию в учебниках представлен лексический и фразеологический материал. Например, издания содержат прозаические и поэтические тексты о родителях, русской природе, России, русском языке, которые учат дорожить самым близким на свете. В процессе чтения и анализа стихотворений А. Блока, С. Есенина, Ф. Глинки, С. Михалкова, И. Сурикова, М. Яснова, других авторов дети знакомятся с правописанием, значением, особенностями употребления слов Русь, Россия, Родина, Москва, деревня, город (град) и другими [Каленчук 2009]. Для более эффективного осуществления воспитательной работы предпринята попытка расширить лексико-фразеологический материал учебников. Например, по направлению «Я живу на земле волгоградской» предлагается работа с лексическими единицами, относящимися к группам: 1) история города (Царицын, Сталинград, Сталинградская битва, Волгоград, город-герой, города-побратимы, и другие); 2) мой город сегодня (Волга, набережная, район, улица, проспект, театры, Мамаев Курган, площадь Павших борцов, Аллея героев, проспект имени Г.К. Жукова и другие); 3) волгоградцы – продолжатели дела отцов и дедов (заводы, фабрики, школы, институт, университет и другие). Работа с текстами, включающими названные лексические единицы, составление с ними предложений, ведение фронтальной беседы, раскрывающей патриотический смысл тем, – всё это приобретает в рамках патриотической воспитательной работы особый смысл.

Важным этапом семантизации является лексикографическая работа, заключающаяся в изучении словарных статей, отражающих патриотическую направленность, в изданных академических и школьных словарях (см. также рубрики «Твой словарик» [Климанова 2011 (1), (2)]), в ведении словаря «Моя Родина». В процессе совместной работы учитель и ученики подбирают лексические единицы, отражающие важные патриотические понятия, дают их описания. Прежде всего это наименования лиц: герой ‘смелый человек, который может совершить подвиг в мирной жизни и на войне’; земляк – ‘человек, который родился с кем-нибудь в одной местности’; россиянин – ‘русский гражданин, человек, который живёт в России’; соотечественник – ‘человек, который имеет общее отечество с кем-либо’. В словарь вносятся наименования родной земли: отечество – ‘страна, где человек родился’; отчизна – ‘Родина, отечество’; Родина – ‘отечество, родная страна’.

Необходимо отметить, что паремиологический фонд, отображающий любовь русского человека к Родине, включён в материал учебников по русскому языку, среди них единицы: Землица – матушка, а хлеб – батюшка [Климанова 2011 (1), 30], на чужой сторонушке рад своей воронушке [Климанова 2011 (1), 48] и другие. Пословицы и поговорки из словаря В.И. Даля [Даль 1957] позволили обогатить выделенные выше направления фразеологическим материалом, раскрывающим следующие значения: 1) оценку родных мест (В своём доме и стены помогают; Родина – всем матерям мать; родная земля и в горсти мила; и пылинка родной земли – золото); 2) оценку единения человека и Родины (человек без Родины, что соловей без песни; одна у человека мать, одна у него и родина; у народа один дом – Родина; нет сына без отчизны); 3) выражение отношения к родному краю и чужбине (Живёшь на стороне, а своё село всё на уме; дым отечества светлее чужого огня; на чужой сторонушке рад своей воронушке; на чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость); 4) оценку России и её городов (Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля; Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова; Москва всем городам мать; Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье); 5) оценку воинской доблести русских людей (знает весь свет – твёрже русских нет; сыновья русских матерей славятся удалью богатырей; русский солдат не знает преград; если по-русски скроен, и один в поле воин) 6) оценку значения единства народа для благополучия Родины (если дружба велика, будет Родина крепка; если народ един, он непобедим; народное братство дороже всякого богатства). Включение материала в работу позволит учителю успешно осуществлять патриотическое воспитание в классе.

Лексические и фразеологические единицы являются благодатным материалом для осуществления патриотического воспитания на уроках русского языка в начальной школе.

 

Литература

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова.  – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224с.
  2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. –  2006. – № 2. – С. 374 – 380.
  3. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев  // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
  4. Мазыкина, Н. В. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков /  Н.В. Мазыкина, А. Л. Монахов // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

Источники

  1. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – 401 с.
  2. Каленчук, М.Л. и др. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 частях / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – 3- изд., испр. – М.: Академкнига, Учебник, 2009. – Ч.1. – 160 с.
  3. Каленчук, М.Л. и др. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 частях / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – 3 - изд., испр. – М.: Академкнига, Учебник, 2009. – Ч.3. – 192 с.
  4. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 1 класс: [Текст]: Учебник для общеобразовательных учреждений. С приложениями на электронном носителе. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
  5. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 2 класс: [Текст]: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Иринка (27.03.2015)
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт


Поиск


Архив записей



Друзья сайта


  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz