2. 5. Внеурочная деятельность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность.
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся,
- улучшить условия для развития ребёнка;
Внеурочную деятельность в своей практике организую на основе разработанной программы для учащихся начальной школы МКОУ «Новоникольская СШ» по пяти направлениям развития личности младшего школьника:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Применяю следующие виды внеурочной деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- техническое творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Использую такие формы организации внеурочной деятельности:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
- Кружок «Ритмика» /Программа/
- Неделя Здоровья
- Неделя ПДД /справка/.
- Неделя по ПДД 2016г.
- Игровой конкурс по правилам дорожного движения для начальной школы «Как Маша учила ПДД».
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- Положение о волонтёрском движении
- Акция «Берегите книги»
- Предметная неделя в начальных классах "Марафон знаний"
- Неделя добрых дел
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
- Кружок Эрудит /Программа/
- Неделя Окружающего мира
- Неделя детской книги
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков
Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, направлено на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор, а в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной системы.