За детскую улыбку все отдам:
Свое тепло, внимание, заботу,
Я, правда, благодарна небесам,
Что подсказали мне прекрасную работу...
Г.П.Олейник
Разными путями приходят в школу учителя и, так же, по – разному, складываются их школьные судьбы. Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно. Я, скорее, отношусь к первой категории. Еще маленькой девочкой я была очарована своей первой учительницей. Думая о ней, я сразу вспоминаю стихотворение А. Иоффе:
Мы помним год и день, и час,
Когда звонок веселый
Позвал учиться в первый класс
В родную нашу школу.
И робость сразу же прошла,
И стала осень краше,
Когда с улыбкой в класс вошла
Учительница наша.
Она могла понять без слов
И нас умела слушать,
Вселяя веру и любовь
В распахнутые души!
Как к солнцу тянется листва,
Тянулись к ней всегда мы,
И стали главными слова:
Учитель. Друг и Мама!
Моя учительница была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей! Слушала, как она ведет урок, и сердце мое замирало. Этот образ со мной с самого детства. Уже тогда, лет с семи, отвечая на вопрос взрослых: « Кем ты хочешь быть?»- я говорила - «Учителем». И вот моя профессия - УЧИТЕЛЬ! Это стало окончательно понятно, когда в школе меня, впервые, назвали по имени-отчеству.
Девятый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы и технологии, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
В моем понимании учитель — человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда, все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя.
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети не понимают меня, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честной, искренней — второй мой принцип.
Моя роль, как педагога, заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка — третий принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвертый принцип моей педагогической философии.
Пятый принцип — сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Я убеждена, что мастерство учителя - не случайная удача, не счастливая находка. Это систематический, кропотливый труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, неудачами, победами.
Мне говорят, что слишком много любви я детям отдаю,
Что материнская тревога до срока старит жизнь мою.
Но что смогу я им ответить, сердцам бесстрашным как броня:
Любовь, мной отданная детям, сильнее делает меня!
Л. Татьяничева
Все мои ученики талантливы! Уверена, что большой долей моих педагогических удач, побед я обязана им, действенной помощи моих коллег, мудрому наставнику и моей любимой семье. У каждого человека есть в этой жизни свое призвание.
Мое призвание - быть УЧИТЕЛЕМ!
|